Блок цилиндров является основной деталью двигателя. К нему крепятся
кривошипно-шатунный механизм, газораспределительный механизм, навесные
приборы и агрегаты двигателя. Блок цилиндров отливают вместе с картером
из серого чугуна или алюминиевого сплава. В отливке блок-картера имеются
полости для смывания охлаждающей жидкостью стенок гильз цилиндров.
Гильзы могут быть вставными. Изготавливают их из жаростойкой стали или
отливают с чугунным блок-картером. Блоки из алюминиевых сплавов
изготовляют только с вставными гильзами. Внутренняя поверхность гильз
служит направляющей для перемещения поршня. Она тщательно шлифуется и
называется зеркалом. Уплотнение гильз осуществляется с помощью колец из
меди или специальной резины. Вверху уплотнение гильз достигается за счет
прокладки головки цилиндров.
Короткие тонкостенные вставки из кислотоупорного чугуна, запрессованные
в верхнюю часть гильз, увеличивают срок их службы в несколько раз.
Картер двигателя снизу закрыт поддоном.
На головке цилиндров, которая закрывает цилиндры сверху, размещены
детали газораспределительного механизма, камеры сгорания, отверстия под
свечи или форсунки, запрессованы направляющие втулки и седла клапанов.
Для охлаждения камер сгорания в головке вокруг них имеется специальная
полость.
Плоскость разъема между головками и блоком цилиндров уплотнена стальными
прокладками, а крепление осуществляется шпильками с гайками. Отлиты
головки из чугуна или алюминиевого сплава. Сверху они накрыты клапанной
крышкой из штампованной стали или алюминиевого сплава.
Обычно крышку уплотняют маслобензостойкой резиновой прокладкой.