Пешеходов засветили в ПДД


Пешеходов в России обязали носить светоотражающие элементы, а водителям запретили обгоны на «зебрах» без светофоров. Соответствующие изменения в ПДД утвердил премьер-министр Дмитрий Медведев. Эксперты считают, что принятые поправки, направленные на безопасность пешеходов, не смогут радикально снизить аварийность с их участием.

В Правила дорожного движения внесены изменения, касающиеся безопасности пешеходов, — соответствующее постановление опубликовано в пятницу на сайте правительства РФ.

Одно из главных изменений в ПДД касается поведения на дороге самих пешеходов. В целях повышения заметности в темное время суток их обязали носить одежду со светоотражающими элементами. Однако это требование распространяется только на случаи «движения по проезжей части вне населенных пунктов в указанный период времени». Носить светоотражающие элементы пешеходы будут обязаны начиная с 1 июля 2015 года, уточняется в документе.

Кроме того, дополнен пункт правил, регламентирующий поведение пешеходов на проезжей части при приближении к ним транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего или красного цвета и специальным звуковым сигналом.

Теперь прохожие должны освобождать для проезда спецтранспорта не только проезжую часть, но и трамвайные пути, если машина с мигалкой и сиреной движется по ним.

Коснулись изменения в ПДД и водителей. В частности, были скорректированы нормы их поведения при пересечении пешеходных переходов. Наиболее важное новшество — это запрет для водителей на обгон на нерегулируемом пешеходном переходе. Раньше обгонять движущийся впереди автомобиль на таких участках было разрешено при отсутствии пешеходов.

Кроме того, в новой редакции правил уточняется, что термин «пешеходный переход» должен включать в себя и обозначение мест пересечения трамвайных путей.

«Принятые решения позволят устранить имеющиеся пробелы в нормативно-правовом регулировании и уточнить редакцию ПДД в части, касающейся обеспечения безопасности пешеходов при пересечении проезжей части и движении по ней», — считают в кабинете министров.

Подготовкой подписанного постановления занималось МВД РФ, которое провело исследование по выявлению причин совершения дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездами на пешеходов.

В результате в ведомстве пришли к выводу, что в ряде случаев такие аварии были вызваны отсутствием у водителей четкого понимания алгоритма действий в случае неожиданного выхода прохожего на проезжую часть.

Председатель Союза пешеходов России Владимир Соколов считает, что с введением требования к путникам за городом носить одежду со светоотражателями в правительстве поспешили. «У нас до сих пор нет госстандартов для светоотражателей.

Такие нашивки должны быть видны с 300 метров, а у нас сейчас можно найти в продаже светоотражатели с дальностью действия не более 50 метров».

Однако, по словам собеседника, до вступления в силу этого изменения в ПДД государственные стандарты для светоотражателей будут уже установлены.

Соколов уверен, что штрафы для пешеходов за отсутствие так называемых «фликеров» пока вводиться не будут. «Все понимают, что сначала надо дать людям возможность купить качественные светоотражатели по разумной цене, а уже потом начинать штрафовать их за нарушение соответствующего пункта ПДД», — поясняет эксперт.

Он отметил, что всего за прошлый год в России на пешеходных переходах были сбиты 21 тыс. человек. «При этом на нерегулируемых переходах были сбиты около 10% от этого числа, — рассказал Соколов. — Это тоже немало,но такие изменения в ПДД, включая запрет для водителей на обгон на нерегулируемом переходе, не освобождают правительство от необходимости заниматься освещением дорог, обустройством пешеходных дорожек вне населенных пунктов.

Остальные же 90% пешеходов были сбиты на «зебрах» в населенных пунктах, где по-прежнему люди будут передвигаться без светоотражателей».

Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин сомневается в том, что требование к прохожим носить светоотражающие элементы будет действенным. «Все будет происходить как обычно: проведут в течение месяца кампанию по отлавливанию пешеходов без светоотражателей, отчитаются и забудут об этом, — поделился с «Газетой.Ru» своим мнением Похмелкин. — Тем не менее это можно было бы реализовать так, как это устроено во многих странах, где производителей одежды обязывают размещать светоотражающие элементы на своей продукции».

Как пояснил эксперт, несмотря на то что требование относится к пешеходам, водители также должны иметь светоотражатели. «Если автомобилист покинул транспортное средство, например чтобы заменить проколотое колесо, то он сразу становится пешеходом, и обязанность иметь светоотражающий элемент на одежде распространяется и на него», — уточнил Похмелкин.

Напомним, что весной этого года в Госдуму был внесен законопроект, предлагающий включить в Административный кодекс РФ статью, устанавливающую штраф для родителей в размере 500 руб. за отсутствие на одежде ребенка в темное время суток или в условиях недостаточной видимости светоотражающих элементов.

Отметим, что согласно официальным данным ГИБДД, с января по октябрь 2014 года в России произошло 45 453 ДТП с участием пешеходов, это на 5,7% меньше, чем за десять месяцев прошлого года. За этот же период в авариях погибли 5 587 пешеходов, еще 41 881 человек получили серьезные травмы.