Лишают ли прав за ксенон и в каких случаях?

Что такое ксенон и почему все так строго?

И у ксеноновых, и у галогеновых ламп довольно много защитников и противников. Те, кто предпочитает ксенон, утверждают, что он намного ярче, и дорогу видно лучше. Про яркость ксеноновых фар никто спорить не собирается, а вот действительно ли они лучше освещают путь водителя?
На самом деле, уровень освещения дороги зависит в большинстве своем не от лам внутри фары, а от самой фары: какой она формы, какие в ней имеются светоотражающие элементы и т.д. Причем стоит учитывать технические характеристики автомобиля: некоторые фары разработаны только под отдельный тип ламп.
Так почему же ГИБДД настроена против ксеноновых ламп? Попробуем с этим разобраться.
  1. Свет, исходящий от ксеноновых ламп может ослепить впереди едущую или попутную машину.
  2. Все, кто свято верит в то, что дорога от ксеноновых фар освещается лучше, и устанавливает на автомобиль «левый» ксенон, ошибаются. Лучи света от такого ксенона преломляются сильнее, свет рассеивается и охватывает совсем небольшой участок дороги.

Наказание за использование ксеноновых ламп

КоАП в статье 12.5 четко дает понять водителю свое бескомпромиссное отношение к установлению ксенона на автомобиль: никакого вам штрафа или предупреждения, а сразу лишение прав. Но почему так строго? И можно ли «обойти» такое суровое наказание?
Лишение прав от 6 месяцев до 1 года с изъятием «запрещенных» приборов. Такая ответственность предусмотрена частью 3 статьи 12.5. Но положения данной нормы трактуются весьма вольно; поэтому можно попробовать «заменить» лишение прав, например, штрафом. Давайте разберемся в нюансах законодательства.
Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации – это документ, который «лежит» в основе статьи 12.5. Пункт 3.1 данных Положений гласит, что нарушение может заключаться в том, что режим работы, количество, цвет, тип и т.д. светового прибора не соответствует требованиям, которые установлены к конструкции данного автомобиля. Теперь уточним, что же нарушит установка ксеноновых фар.
При установке ксенона количество и расположение ламп остается неизменным. Если мы обращаемся к «инструкции» автомобиля, где указано, что в фарах могут использоваться лампы определенного типа, то смотрим на год выпуска инструкции: на тот момент производитель мог просто-напросто не знать о новшествах в производстве ламп для автомобильных фар. Причем в самой инструкции также вряд ли будет указано, что запрещается именно установка ксеноновых фар!
То есть теперь мы «переквалифицируем» действия по установке ксенона в часть 1 статьи 12.5, которой предусмотрено, что управление транспортным средством с неисправностями, которые предусмотрены Основными положениями (за исключением некоторых пунктов), влекут наложение административного штрафа в размере 500 руб.
Но данный вариант возможен не всегда: судьи довольно «щепетильно» относятся к такому свободному трактованию закона и всегда найдут, к чему придраться.
Запомните, что «проверять» ксенон в ваших фарах может только инспектор технического надзора, который проводит техосмотр на стационарном посту ГИБДД или на дороге путем совместных рейдов с ГИБДД, а также сотрудник ДПС.
На практике ситуация выглядит следующим образом: инспектор ГИБДД составляет протокол по ч.3 ст. 12.5, а суд уже решает, лишать нарушителя прав или нет. Но для составления протокола инспектор должен найти 2 понятых, которые будут сличать маркировки на лампах.
В этот момент лучше проверке не мешать, а попробовать зафиксировать процесс осмотра на видео. Далее в протоколе пишем, что с предъявленными обвинениями не согласны и что установка ксенона не противоречит действующему законодательству.
При осмотре инспектором проверяется маркировка. На фарах она состоит из 3 букв; если первая D, то все хорошо, и проблем с ксеноном возникнуть не должно. Но если маркировка HСR, то в таких фарах можно использовать только галогеновые лампы.

Официальные разъяснения ГИБДД, или еще раз для тех, кто не понял

В 2010 году в ГИБДД решили все-таки разъяснить порядок лишения прав за ксенон. На сегодняшний день существует две категории маркировок, нанесенных на фары:
– ближнего, HR – дальнего, HСR – двухрежимного света с галогенными лампами накаливания;
– ближнего, DR – дальнего, DСR – двухрежимного света с газоразрядными источниками света.

Данные маркировки наносятся на рассеиватель или корпус фары. Нас интересует ксенон, соответственно, смотрим на вторую группу обозначений: у вас должна быть такая же маркировка!
Если в световом приборе используется источник света, который не соответствует установленным требованиям, то это нарушает условия безопасности дорожного движения. Если быть более точным, то наличие ксенона в фарах, которые предназначены для галогеновых ламп, будет означать, что режим работы внешнего светового прибора не соответствует требованиям, которые установлены в конструкции автомобиля.
Поэтому данное нарушение и трактуется сотрудниками ГИБДД как нарушение ч.3 ст. 12.5 КоАП: режим работы световых приборов не соответствует требованиям законодательства. В этом случае эксплуатация транспортного средства запрещается.
Если не удается изъять источники «нарушения», то есть фары с ксеноновыми лампами, например, по причине того, что автомобиль остановлен в темное время суток, то производится их арест.
На основании вышеизложенного делаем следующие выводы:
• Волноваться водителям, у которых ксенон «легальный», не стоит.
• А вот водители, у которых ксенон стоит в фарах, предназначенных для галогеновых ламп, могут начинать волноваться.
• Проверка на наличие ксенона будет проверяться как при прохождении технического осмотра, так и в случае патрулирования участка и обнаружения «подозрительной» машины.
• Да, ГИБДД правильно квалифицирует указанное правонарушение по ч.3 ст. 12.5 КоАП. Это подтверждается, в том числе, судебной практикой.

А теперь давайте попробуем посмотреть на ситуацию под другим углом. С чего это ГИБДД решила, что водителей сразу можно лишать прав? На основании рекомендаций, представленных научно-исследовательским институтом?
Хорошо, тогда другой вопрос, как будут проверять ксенон в «дорожных» условиях, если есть приказ МВД РФ № 1240, согласно которому, если у водителя имеется технический талон на автомобиль, то его не могут проверять на дороге. А даже если и могли бы, как они определят наличие ксенона? На «глаз»?
Вопросов на самом деле много, поэтому зачастую при грамотно составленном отзыве на иск вполне возможно выиграть дело в суде и не «отдать» свои права.

Судебная практика по «ксеноновым» вопросам

1. Мировой судья г. Казани вынес постановление о том, что водителя не стоит лишать прав. А дело было в следующем: в отношении А. был выписан протокол о привлечении к административной ответственности по п3. Ст.12.5 КоАП. Инспектор ГИБДД пояснил, что А. установил в своей машине ксеноновые лампы и что это нарушает требования Основных положений по допуску транспорта к эксплуатации. А. с данным протоколом не согласился, о чем и заявил в судебном заседании. Но в пункте 3.6 данных Положений сказано лишь о том, что автомобиль не допускается к эксплуатации, если на световых приборах впереди установлены огни любого света, за исключением белого, желтого или оранжевого. Цвет фар на автомобиле, принадлежащем А., соответствует требованиям закона. Соответственно, квалификация административного правонарушения произведена неправильно; здесь должна быть применена норма ч.1 ст. 12.5 КоАП. Дело было возвращено в отдел ГИБДД, который и вынес постановление.
2. В другом случае Е. был лишен водительских прав, так как не смог доказать свою правоту в мировом суде.
Судебная практика довольно многообразна. Начинается она в мировых судах, куда поедается постановление о возбуждении административного производства, и заканчивается в надзорных инстанциях, куда особо настойчивые водители пишут жалобы, «выискивая» в документах новые факты.

Производство ксенона сегодня идет очень быстрыми темпами: практически все автомастерские готовы предложить свои услуги по установке ксеноновых ламп.
Вполне возможно, что новые предпочтения автолюбителей смогут убедить ГИБДД внести ответствующие изменения в КоАП в части «облегчения» наказания.
Но, исходя из толкования действующих норм закона, можно сделать вывод о том, что ксенон разрешено устанавливать только на те фары, которые «могут позволить» такую установку в соответствии с техническими характеристиками автомобиля. В остальных случаях суд может лишить водителя права на управление транспортным средством на срок от 6 месяцев до 1 года.


http://sovetnik.consultant.ru/shtrafy_gibdd_lishenie_prav/lishayut_li_prav_za_ksenon_i_v_kakih_sluchayah/ 

Поделиться в соцсетях

Facebook Twitter Vkontakte