Очень увлекательное занятие - ставить на "зубило" узлы от "десятки". Особенно, если это не требует исключительных навыков, трудовых и материальных затрат. И уж точно несомненным лидером в этой дисциплине является "десятый" стабилизатор поперечной устойчивости, установка которого бьет все рекорды по соотношению полученного эффекта к затратам.
Продается стабилизатор практически в любом магазине по цене 130-150р в сборе с "яйцами" - так для краткости называют стойку стабилизатора поперечной устойчивости :-) Теоретически для его замены необходимо открутить и закрутить всего шесть гаек! Но как и в любом деле, здесь присутствуют подводные камни. Начну по порядку.
Во-первых, "десятый" стабилизатор нужно покупать только в сборе, с "десятыми" "яйцами", а не одну штангу. Ее диаметр (и жесткость, кстати!) больше штатной и под нагрузкой "восьмые" яйца могут запросто разорваться.
Во вторых, большой проблемой может оказаться откручивание гаек крепления кронштейна штанги стабилизатора - самоконтрящиеся гайки на 13 частенько выкручиваются вместе со шпильками, приваренными к днищу кузова. Здесь требуется проявить максимальную осторожность и недюжинный такт... Также необходимо продемонстрировать определенную ловкость и сноровку при протаскивании штанги стабилизатора между элементами подвески авто и системой выхлопа, особенно если нет желания снимать хомут "штанов" - приемной трубы глушителя.
Установка
Поставил машину на яму в гараже, хорошенько обработал WD-40 гайки шпилек и крепление "яиц" к рычагу растяжки. Очень рекомендую за день или даже больше отчистить гайки металлической щеткой, а затем залить их WD-40 (пойдет и керосин, и солярка) - процент свернутых шпилек не так уж мал... Дело осложняется еще и тем, что эти гайки - самоконтрящиеся, с нейлоновыми вставками, которые не только препятствуют самопроизвольному откручиванию, но и затрудняют проникновение WD-шки в глубь резьбы.
Я не заметил никаких подвохов при
замене яиц - снял-поставил. Все равно правильное положение
относительно штанги они займут при последующей езде...
Пока отмокали "проблемные" гайки, снял с
новой штанги "яйца"; на авто отвинтил крепление "яиц" к растяжке,
гайка-болт на 19, по одному с каждой стороны. Подождал еще
немного, повторно залил гайки кронштейнов и принялся их откручивать.
Слева - кронштейн уже снят, а справа- гайки еще отмокают.
Резиновую подушку кронштейна можно временно снять, чтобы она не мешалась при протаскивании штанги под резонатором.
Резиновую подушку кронштейна можно временно снять, чтобы она не мешалась при протаскивании штанги под резонатором.
Остальное оказалось делом 15-ти минут. Я
снял хомуты кронштейнов, "яйца" и резиновые подушки хомутов со
старой штанги, предварительно брызнув на него WD-шкой. Затем вытащил его
наружу, правда, не сразу отыскав оптимальный маршрут. Тем же
путем просунул новую штангу, уже по месту одел на нее подушки
хомутов и "яйца" (иначе ее не просунешь между днищем и резонатором)
Приложил штангу к днищу, одел хомуты на подушки и зафиксировал их
теми же гайками, предварительно побрызгав их антикором. Кстати,
шпильки могут загнуться и при закручивании гаек, так что лучше прогнать
резьбу пару раз и вообще заменить гайку, если она вызывает
сомнения. В любом случае шпильку желательно почистить металлической
щеткой.
Сделать снимок стабилизатора в сборе
мне не удалось. Но зато получилась установка по месту, где
стабилизатор выделен красной линией.
Когда штанга стабилизатора заняла свое
место относительно днища, осталось последнее - прикрутить болтами
"яйца" к растяжке. Это удалось практически без затруднений, ну
разве что положение "яиц" на штанге пришлось подрегулировать. В любом
случае, при первой же поездке все детали стабилизатора
самостоятельно займут оптимальные положения относительно друг друга.
РезультатОн стал ощутим сразу. Значительно уменьшились крены в поворотах, при покачивании руля из стороны в сторону на скорости машина "рыскает" более плавно. Да и в общем изменился характер управления авто: те повороты, которые я раньше не рисковал проходить со скоростью более 80 км/ч, теперь совершенно спокойно прохожу на 100 км/ч и даже более.
Конечно, подвеска стала жестче - это факт и все ее дефекты сразу же стали заметны. Машина у меня с пробегом, поэтому я ощутил желательность замены шаровых опор, а также наконечников рулевых тяг. И рулевую рейку пришлось немного подтянуть... И то, что левый амортизатор - газовый голубой BILSTAIN уже закончился, я узнал тоже после апгрейда стабилизатора... Так что решайте сами - хотите знать правду о своей подвеске - ставьте десятый стабилизатор :-) Лично я доволен и ничуть не жалею о проделанном.