В данной статье поговорим про автосканер, мотор-тестер и другое диагностическое оборудование для поиска неисправностей в автомобиле. Какие бывают и для чего применяются. |
Современные авто оснащаются электронными блоками управления (ЭБУ), способными записывать и сохранять информацию о возникших сбоях, полученную со штатных датчиков во время работы. В некоторых ЭБУ реализован потенциал сохранения не только самих кодов ошибок, но и актуальных на тот момент параметров работы систем.
Диагностического оборудования для машин можно разделить на несколько групп. К первой группе можно отнести сканеры, которые способны диагностировать практически любую автомобиля. Ко второй – мотор-тестеры, в основном предназначенные для диагностики ЭБУ двигателя. К третьей – приборы, тестирующие конкретную систему.
Автомобильный сканер
Автомобильный сканер – прибор, предназначенный для диагностики электронной «начинки». Особенность работы сканера состоит в том, что он не имеет собственных датчиков, а подключается к ЭБУ и считывает информацию из системы. Поскольку современные автомобили буквально «нашпигованы» ЭБУ, порой найти и даже ликвидировать (!) некоторые виды неисправностей без сканера практически невозможно. Именно поэтому популярность этих приборов постоянно растет.С помощью автосканера можно получить паспортные данные ЭБУ, удалить накопленные ошибки, активировать оборудование, которым управляет данный ЭБУ, перепрограммировать блок, изменить параметры отображения текущей информации на приборной панели. И это далеко не полный перечень операций.
Некоторые сканеры имеют и функцию считывания параметров, записанных ЭБУ одновременно с кодом ошибки, что позволяет диагносту не только узнать о неисправности, но и выявить причины ее возникновения. Кроме того, многие приборы способны снимать и текущие параметры не только со штатных датчиков ЭБУ, но и с помощью дополнительного функционала, например, осциллографа, мультиметра.
Исполнение автомобильного сканера
Автомобильные сканеры выполняются как в виде автономного (самостоятельного) прибора, так и в виде комплекса ПК, состоящего из программного обеспечения (ПО) и набора адаптеров. Автономный прибор более мобилен, программный комплекс предполагает удобный интерфейс на базе знакомой операционной системы.Существует несколько типов сканеров:
- дилерские сканеры – имеют возможность работать с конкретной маркой автомобиля или с несколькими «родственными». В таких приборах реализован, пожалуй, самый широкий набор функций и предусмотрена так называемая ведомая диагностика. Это означает, что сканер способен не только выдавать код ошибки и место ее появления. Он ведет диагноста по определенному алгоритму, выдавая возможные причины ошибки и варианты решения проблемы.
-
мультимарочные сканеры – работают с целым
«автопарком», что является основным их преимуществом. Производители
автомобилей используют различные протоколы обмена информацией и разную
конфигурацию диагностических разъемов. Особенность мультимарочников
состоит в том, что они поддерживают сразу несколько протоколов и
снабжаются набором кабелей-адаптеров.
Но функционал таких сканеров по каждой марке ограничен. Так, например, мультимарочники практически «не умеют» перепрограммировать ЭБУ и не приспособлены к адаптации исполнительных механизмов. Они не имеют опций ведомой диагностики, то есть просто выдают код ошибки и место ее возникновения. Чтобы устранить проблему техникам необходимо воспользоваться специальными справочниками, расшифровывающими код, а затем самостоятельно найти выход.
Мотор-тестеры и осциллографы
Осциллограф – прибор, позволяющий в графическом или числовом виде получать информацию о работе той или иной системы и делать выводы о ее исправности путем сравнения полученных данных со стандартными. Современные автомобильные осциллографы оснащаются рядом дополнительных датчиков, позволяющих прибору частично выполнять функции мотор-тестера.Мотор-тестер - Совмещает функции автомобильного осциллографа и собственно устройства, тестирующего работу электрооборудования двигателя. В отличие от сканера мотор-тестер получает информацию со своих датчиков, а не из базы ЭБУ.
В режиме осциллографа мотор-тестер выдает информацию об адекватной работе датчиков ЭБУ, параметрах управляющих сигналов от ЭБУ к исполнительным устройствам систем. Проверяет параметры цепей системы зажигания и т.п. В режиме тестера диагностирует правильность работы различных составляющих систем двигателя. Например, изменение давления в цилиндре двигателя, падение оборотов при отключении цилиндра, разрежение во впускном коллекторе, тестирование по пусковому току и т.д.
В дополнительные опции может входить функция тестирования неэлектрических параметров, например, измерение температуры жидкостей, давления масла и топлива. Функция осуществляется с помощью специальных датчиков, преобразующих неэлектрические параметры в электрические сигналы.
Диагностическое оборудование для тестирования отдельных систем
Корректоры одометров. Основная функция прибора – изменение показаний спидометров. Но помимо изменения имеющихся данных прибор может использоваться в качестве программатора. Например, при смене покрышек меньшего диаметра на больший для устранения погрешности спидометра требуется внести изменения в ЭБУ.Многие современные корректоры оснащены комплексом дополнительных функций, и могут быть использованы как тестеры и программаторы некоторых других систем автомобиля. Например, тестирование ЭБУ подушек безопасности, определение кода доступа противоугонных систем и т.п.
Диагностическое оборудование для иммобилайзеров. Иммобилайзеры призваны предотвратить угон автомобиля, но и они не гарантированы от сбоев в их работе, потери владельцами ключей, ошибок в действии брелоков и т.п. Для считывания информации, удаления ошибок и перепрограммировании и предназначен этот тип устройств.
Корректоры одометров, программаторы и оборудование для работы с иммобилайзерами выпускаются как для тестирования систем конкретных марок и семейств автомобилей, так универсальные – способные работать практически с любым автомобилем.
Источник