Хотя удаление старого лакокрасочного покрытия лучше всего производить с
помощью пескоструйной установки, это не всегда возможно.
Лакокрасочное покрытие может быть удалено механическим способом
механизированным ручным инструментом или химической обработкой
специальными смывками и щелочными растворами.
При пескоструйной очистке и очистке механизированным ручным инструментом
одновременно с лакокрасочным покрытием удаляются ржавчина и окалина.
Наиболее распространенным абразивным материалом для пескоструйной
обработки металлических поверхностей является металлическая дробь с
размером зерен 0,2-0,3 мм. Для очистки панелей кузова и оперения,
изготовленных из листовой стали толщиной 0,8~1 мм, от старого покрытия и
получения необходимой шероховатости оптимальный угол наклона струи дроби
к обрабатываемой поверхности должен быть 45°, а давление воздуха -
0,2-0,3 МПа. Шероховатость обработанной поверхности не должна быть
больше 20~30 мкм, что обеспечит высокое качество нового защитного
покрытия.
Для дробеструйной обработки металлических поверхностей используют
передвижной аппарат с ручным пистолетом. В аппарате предусмотрена
автоматическая регенерация абразивной дроби и подача ее в дробеструйный
пистолет.
Для удаления продуктов коррозии ручным механическим способом применяют
различные установки. Из этих установок наибольший интерес представляет
иглофреза, которая состоит из отрезков высокопрочной проволоки с
определенной плотностью набивки. Она может срезать слой ржавчины,
окалины, металла толщиной 0,01—1 мм.
Из ручного механизированного инструмента для очистки поверхности и
удаления лакокрасочных покрытий используют также шлифовальные машинки
МШ-1, И-144, шлифовальные аппараты ШР-2, ШР-6. Этот способ очистки
применяют для проведения небольших объемов работ, так как он не
обеспечивает необходимого качества и высокой производительности.
Для удаления покрытий химическим способом применяют различные смывки.
Смывки наносят на поверхность распылением или кистью. Через несколько
часов покрытие вспучивается и его удаляют механическим способом, а затем
поверхность промывают водой.
Крупные авторемонтные предприятия с большим объемом ремонта кузовов для
снятия лакокрасочного покрытия используют щелочные растворы. Очистку
производят в ваннах с полным погружением в них кузовов, кабин и других
деталей. Для снижения времени травления применяют ускорители: глюконат
натрия, этиленгликоль. Раствор, состоящий из 20 % едкого натра, 0,5 %
глюконата натрия и 8 % этиленгликоля, снимает покрытие толщиной 100-150
мкм за 10-15 мин при температуре раствора 95-98 °С.
При очистке кузова от коррозии надо определять глубину коррозионного
разрушения. Для этой цели служат гамма-толщиномеры.
В условиях небольшой мастерской или в том случае, когда ремонт
производится своими силами, чаще всего используют смешанную технологию:
кузов покрывают смывкой, а после этого обрабатывают механическим
абразивным инструментом. Труднодоступные места обрабатывают вручную.